• Валентина Пастухова

4 шага, которые помогут клиенту в состоянии кризиса

Самый сложный случай для карьерного консультанта — когда клиент пришёл в состоянии внутриличностного кризиса или резких изменений в жизни. Он ощущает себя разобранным, растерянным и беспомощным. Например, достиг всего, что хотел, и сейчас душа требует полёта, или наоборот, когда не видит результатов к своим сорока, а, по его мнению, они должны быть грандиозными, когда из фриланса нужно вернуться в найм, и любая другая ситуация, с которой раньше бы он справился, а сейчас все внутренние ресурсы исчерпаны.

Основная сложность, с которой может столкнуться консультант, — это завышенные ожидания клиента. Что вот здесь-то и случится чудо, всё сразу встанет на места не только в карьере, но и в жизни, она заиграет новыми красками, каких раньше и не встречал. Поэтому на первой же встрече следует обозначить границы своей помощи и экспертности.


Шаги по работе с клиентом в состоянии кризиса


Давайте рассмотрим важные шаги, которые точно приведут к тому, что в результате работы с клиентом в ситуации кризиса будет выбрана нужная карьерная стратегия и разработан план её реализации.


Во-первых, исследуем фактическую ситуацию клиента. Хорошо подходит метод SCORE. Активно слушаем, отмечаем его сильные стороны, ограничивающие убеждения. Важно: просим его рассказать о ситуации фактами, максимально сухо. Пока просто фиксируем. Нужно понять, где реальная ситуация, а где эмоции.


Во-вторых, используем силу кризиса, у которого есть обратная сторона, позитивная. Поэтому, в отличие от пункта 1, фиксируем эмоции клиента, как они ощущаются, о чём они. Без осуждения, наоборот, с принятием того, что всё это нормально (и зависть, и ревность, и гнев, и досада с разочарованием, и т. д.). Эмоция показывает, чего не достаёт клиенту сейчас, и что можно со временем добрать, подтянуть, доучить — включить в план развития.


В-третьих, выводим клиента на уровень мотивации достижения, а не избегания. Чего он хочет, а не от чего он бежит. Это важно для формирования истинного запроса на работу с карьерным консультантом. Хорошо помогают коучинговые техники.


В-четвёртых, работаем с заниженной самооценкой, выработанными защитами, которые не позволяют объективно посмотреть клиенту на свою экспертность. Наша задача — вернуть клиенту его же ценность, как профессионала, поддержать его. Поэтому ищем ключевые преимущества. Верный знак, что это именно они, — клиент начинает улыбаться, говорить громче, ярче, глаза улыбаются!


В результате таких простых-сложных действий мы приводим клиента в состояние, когда он осязает свои профессиональные границы и потенциал, принимает субъектность и может приступить к осознанной работе по планированию своей карьеры.

Статья подготовлена для Школы карьерного менеджмента


8 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все